Дистанционное обучение Печать

Базовая школа – центр дистанционного обучения

I-полугодие 2016-2017 учебный год

Дистанционно обучаются 50 школьников 9-11 классов из 10 школ Тосненского района:

  • МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Тосно
  • МБОУ «Гимназия № 2 г. Тосно»
  • МБОУ «Тосненская СОШ № 3 им. Героя Советского Союза С.П. Тимофеева»
  • МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»
  • МБОУ «Гимназия № 1 г. Никольское»
  • МКОУ "Ушакинская ООШ № 2"
  • МКОУ «Красноборская СОШ»
  • МКОУ «Федоровская СОШ»
  • МКОУ «Тельмановская СОШ»
  • МКОУ "Новолисинская школа-интернат среднего (полного) общего образования"

Расписание дистанционного обучения на 1-е полугодие 2016-2017 учебного года:

10-11 классы (подготовка к ЕГЭ):

  • Математика
  • Русский язык
  • Физика
  • Биология
  • История
  • Информатика

10-11 классы (углубленное изучение, дополнительные занятия):

  • Математика
  • Русский язык
  • Физика
  • Биология
  • История
  • Информатика

5-9 классы (углубленное изучение, дополнительные занятия):

  • Математика
  • Русский язык
  • Физика
  • Биология
  • Информатика

Преподаватели дистанционного обучения

  • Соловьева Елена Владимировна (биология), учитель МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно»
  • Карловский Борис Васильевич (информатика), учитель МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно»
  • Карловская Галина Вадимовна (физика), учитель МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно»
  • Санина Зоя Анатольевна (русский язык), учитель русского языка и литературы Аннинской средней общеобразовательной школы Ломоносовского района. Автор дистанционного курса русского языка для 5, 8, 9 классов; соавтор курса профильного обучения русскому языку в 10-11 классах, автор дистанционного элективного курса по подготовке к ЕГЭ по литературе.
  • Паньгина Нина Николаевна (математика), учитель математики и информатики высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ (г. Сосновый Бор)
  • Сухорукова Виктория Николаевна (история) Учитель МБОУ "СОШ №1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов"

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением. Основа его – компьютерные телекоммуникации, Интернет-технологии. Хотелось бы подчеркнуть специально, что дистанционное обучение рассматривается именно как новая форма обучения, а не просто как технология.

В 2013 году постановлением Правительства Ленинградской области от 24 апреля 2013 г. №120 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы"

В ходе реализации мероприятий программ разработаны учебно-методические комплексы, в создании которых приняли участие представители педагогического сообщества Ленинградской области:

  • по 15 учебным предметам для 5-9 классов (базовый уровень);
  • по 22 учебным предметам для 10-11 классов (повышенный уровень);
  • по 98 элективным учебным предметам (13 профилей);
  • 12 курсов по подготовке к ЕГЭ.

Данные ресурсы размещены на региональных серверах ресурсов общего образования, установленных на программных платформах BlackBoard (51%) и WebCT (49%), расположенных на базе ЛГУ. Кроме того, по заказу комитета общего и профессионального образования Ленинградской области разработаны и прошли апробацию учебно-методические комплексы для обучения одаренных детей, обучающихся в Центре «Интеллект», по 8 направлениям:

  1. физике,
  2. химии,
  3. биологии,
  4. информатике,
  5. математике,
  6. истории,
  7. экологии,
  8. экономике

для организации непрерывного обучения, созданы условия для работы в дистанционном режиме заочной математической школы.

  1. Востребованность новой формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, что является темой моего выступления, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:
  2. заметно растет количество обучающихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления обучающимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
  3. очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий обучающихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
  4. в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для некоторых образовательных учреждений
  5. весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение по нескольким направлениям, которые бы позволили обучающимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
  6. наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Сейчас никто не препятствует учителю, ученику пользоваться широкими возможностями информационных технологий, Интернет-ресурсами. Но в этом случае средства информационных технологий выступают именно как средства обучения в определенной образовательной системе. Речь же идет о новой образовательной системе – дистанционной, предусматривающей как и любая другая образовательная система, цели, содержание, методы (педагогические технологии), организационные формы и средства обучения, но в данной форме.

В 2014 учебном году  гимназия, в экспериментальном режиме, приступила к  реализации Программы «Базовая школа – центр дистанционного обучения по естественнонаучному профилю» в Тосненском районе Ленинградской области. Честно признаюсь, вопросов, пока много. Хотелось бы отметить перспективы дистанционного образования в рамках нашей гимназии, которые мы уже видим.

На сегодняшний день разработана Программа внедрения дистанционного обучения в Тосненском районе, которая включает два этапа:

1 этап – разработка 2013 год. На этом этапе предполагаем:

  1. Изучить и проанализировать социальный заказ на элективные курсы через систему дистанционного обучения для выпускников школ Тосненского района, готовящихся к поступлению по следующим предметам: физика, информатика и ИКТ, математика, обществознание, черчение.
  2. Изучить и проанализировать заказ на курсы для школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных тем или иным учебным предметом; для тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме по следующим предметам: физика, информатика и ИКТ, математика, обществознание, черчение.
  3. Провести серию обучающих семинаров для педагогов по использованию технологий дистанционного обучения.
  4. Подготовить команду педагогов-тьюторов.
  5. Сформировать образовательные маршруты для обучения по заявленным направлениям;
  6. Разработать схему взаимодействия гимназии с образовательными учреждениями Тосненского района в рамках эксперимента.

2 этап – апробация 2014 -2015 год. На этом этапе:

  1. Будут реализовываться предложенные образовательные маршруты для обучения с использованием ДОТ по направлениям (профилям):
  • Физико-математический
  • Информационно-технологический
  • Социально-гуманитарный (история)
  1. Работает раздел на сайте гимназии «Дистанционное обучение».
  2. Организовано заочное обучение в дистанционном режиме по выбранным обучающимся предметным областям и отдельным курсам:

Кому адресована наша программа и на кого она расчитана

  • на школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных тем или иным учебным предметом;
  • на выпускников школы, готовящихся к поступлению в профессиональные образовательные учреждения среднего и высшего образования;
  • на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;
  • на детей с медицинскими ограничениями для получения регулярного образования в стационарных условиях;
  • участников олимпиад и конкурсов.

Процесс дистанционного обучения может осуществляться в смешанной форме освоения образовательных программ: очной, очно-заочной, экстерната, когда часть предметов обучающийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно.

Кроме того, информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся, которая становится важнейшим компонентом учебного процесса.

Следует подчеркнуть, что все более широкое внедрение в систему образования информационных технологий приводит к необходимости принципиального пересмотра самого подхода к системе обучения. Возможность свободного доступа к информации для всех участников учебного процесса, возможность выражать свободно свои мысли, свою позицию в рамках дистанционной формы обучения устраняют столь привычные для традиционной системы барьеры между преподавателями и обучающимися. Возможно, это также одна из причин, почему дистанционная форма, Интернет-технологии столь медленно находят дорогу в нашу школу.

Таким образом, дистанционное обучение хоть и можно назвать быстро развивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей.

Сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Не следует забывать, что 95% сегодняшних дистанционных курсов, размещенных в Интернете, еще только ждут своего первого учителя, ученика, студента…

«Думать легко, действовать трудно,

а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»

Гете

Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием наших образовательных учреждений. Конечно же, дистанционное образование не может полностью заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну изважнейших задач модернизации общего среднего образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Киселева Е.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Документы:

Информация для школ, реализующих дистанционное обучение:

Взаимодействие:

Справочный материал:

Ссылка

Содержание

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

http://www.ph4.ru/edu_edu.ph4

Образовательные  Internet-ресурсы

http://eor.it.ru/eor/

Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности

http://itextbook.cm.ru/
http://demo.itextbook.cm.ru/

ЭУМК «Школа Бином» естественно-математического образования

http://www.eorhelp.ru/node/44438

Электронные образовательные ресурсы

http://window.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://www.km-school.ru/

Комплексный проект информатизации образовательных учреждений

 

Кабинет по ДО в МБОУ "Гимназия №2 г.Тосно"

 

Видеоконференция по ДО

 

Обучение тьютеров